Анализ эффективности госпрограммы “Саламатты Казахстан”

Анализ эффективности госпрограммы “Саламатты Казахстан”

Крайне мало государственных программ, реализуемых в Казахстане, доводятся до их логического завершения. Причин тому множество, но главная кроется в отсутствии контроля за их исполнением.

Как прогнозируют эксперты, вряд ли станет исключением в этом ряду и программа “Саламатты Казахстан” на 2011-2015 гг., хотя она вроде бы неплохо продумана и профинансирована. Впрочем, даже если будет выполнена хотя бы половина намеченных ею задач, то уже это, по мнению специалистов, окажет заметное позитивное влияние на качество жизни казахстанцев.

  Промежуточный анализ эффективности госпрограммы “Саламатты Казахстан” (первый этап которой истек в конце минувшего года) попытался провести Центр социальных и политических исследований “Стратегия” при поддержке Фонда “Сорос-Казахстан”. Недавно он обнародовал результаты своего исследования, базировавшегося на оценках населения и экспертов. В частности, последние единодушны во мнении, что программа достаточно взвешенная, проработанная, а главное – выполнимая. Наибольшие улучшения ситуации они заметили в области профилактики, диагностики и лечения основных социально-значимых заболеваний и в развитии Единой национальной системы здравоохранения. Наименее видимы изменения в ситуации, связанной с совершенствованием санитарно-эпидемиологической службы.

 По словам координатора проектов ОФ “ЦСПИ “Стратегия” Ольги Симаковой, подавляющее большинство экспертов указывает на заметное улучшение материально-технической базы. Отмечается активное строительство и ремонт медицинских учреждений, оснащение их медицинским оборудованием, компьютерной техникой, лекарственными средствами, развитие телемедицины в сельской местности. Это признает и само население – во всяком случае, такую оценку дало больше половины респондентов (56%), посещавших государственные лечебные учреждения на протяжении последних трех лет.

    Наиболее же сложным вопросом, отмечает Ольга Симакова, остается обеспечение кадрами. К примеру, эксперты говорят о их дефиците на уровне первичного звена (терапевты, педиатры, семейные врачи), что затрудняет решение задачи по совершенствованию первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Главными проблемами являются низкие темпы восполняемости кадров, особенно по узким специальностям, а также несоответствие врачей таким квалификационным требованиям, как профессиональная мотивация, качество образования, владение компьютером. Что касается самих граждан, то 48 процентов не увидели за последние три года никаких изменений в укомплектованности кадрами и уровне квалификации медперсонала, а каждый пятый (19-21%) считает, что ситуация с этим и вовсе ухудшилась.

    Учитывая, что о реформах в системе здравоохранения население судит по качеству оказания медицинских услуг, ОФ “ЦСПИ “Стратегия” провел отдельный замер по этому вопросу. Как оказалось, каждого второго (56%) из числа тех, кто посещал государственные лечебные учреждения на протяжении последних трех лет, качество услуг устраивает, а 38,9% высказали свое неудовлетворение им.

   Большая часть населения (44,8%) на момент опроса придерживалась мнения, что в целом ситуация в этом направлении за три года не изменилась, каждый третий (36,3%) отметил улучшение, а каждый десятый (10,7%) – ухудшение.

   Недовольство и критику со стороны экспертов из числа медицинских работников вызывает качество лекарственных средств, закупаемых в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи через “СК-Фармация”, которая является единым их дистрибью­тором в Казахстане. Эксперты выступают за необходимость ужесточения контроля над рынком лекарств. На их взгляд, существующая сегодня многоуровневая система такого контроля не способна обеспечить должный результат.

    Более того в общественном мнении не сложилось целостного представления о программе. Лишь 15% респондентов читали ее или знакомы с некоторыми направлениями. Еще 17% слышали название, но не знакомы с содержанием. Большинство опрошенных – 62,1% – не смогли идентифицировать программу по ее названию. В то же время опрос показал, что население достаточно хорошо информировано о некоторых отдельных направлениях программы (скрининг, интернет-портал “Бюро госпитализации”). Это свидетельствует о том, что “части” распознаются и оцениваются казахстанцами гораздо успешнее, чем “целое”, а само общественное мнение в отношении программы имеет еще не устоявшуюся структуру.

  - Наши усилия направлены на конечный результат реализации мероприятий, а не на повышение уровня освещения программы среди населения постулатами самой программы, – заявил в ходе “круглого стола”, посвященного обсуждению данного исследования, директор департамента стратегического развития Минздрава РК Марат Шоранов. – Если судить по выводам социологического исследования, то можно подумать, что в нашей стране новости должны посвящаться только Минздраву и госпрограмме “Саламатты Казахстан”. Между тем, среди государственных органов Министерство здравоохранения занимает в информационном поле лишь 3-5%. И, несмотря на это, 40% казахстанцев слышали о госпрограмме.

    При этом он напомнил, что, помимо Минздрава, ответственными за исполнение программы являются и местные исполнительные органы, то есть с них должен быть не менее строгий спрос. Также, по его мнению, нельзя забывать о том, что данное исследование проводилось в середине реализации госпрограммы и фиксировало текущие, а не конечные результаты, соответственно выводы об ее эффективности делать еще рано. “К примеру, не было вопроса, что изменилось за эти три года с момента начала реализации госпрограммы. Я думаю, что было бы интересно посмотреть на эти данные. Вы знаете, что у нас порядка 40% составляет сельское население, очень много молодежи, а популярность самой госпрограммы имеет определенный эффект в определенных группах населения”, – пояснил Марат Шоранов.

    Надо отметить, что бюджет программы, изначально заявленный в размере 380 млрд. тенге, за три года несколько раз пересматривался в сторону увеличения. Это стало одной из причин критики, в том числе со стороны депутатов парламента РК. На сегодня бюджет программы составляет уже 530 млрд. тенге. Ежегодно в ее рамках необходимо осваивать более 98 млрд тенге. Примечательно, что в ходе опроса большинство экспертов высказалось за то, что даже первоначальной суммы при рацио­нальном использовании было бы достаточно для достижения существенных изменений со знаком “плюс”.

   Алмаз Шарман, президент Академии профилактической медицины, профессор: “Я пока не замечал, чтобы здоровый образ жизни активно продвигался в казахстанских соцсетях”
   - Низкий уровень интереса со стороны населения к программе ” Саламатты Казахстан ” не вызывает удивления. Как это ни парадоксально, но обывателей многих стран больше интересуют результаты футбольных матчей или последние модели одежды и автомобилей, чем вопросы здоровья или даже политика. Такова реальность. Например, несмотря на очевидные преимущества, лишь около 7 из 48 млн. незастрахованных американцев приобрели медицинскую страховку по выгодным условиям, предлагаемым государством в рамках программы Obamacare.

   Вместе с тем, это не должно служить оправданием. Ключом к успеху любой программы здравоохранения является мобилизация главного ресурса – индивидуальной заинтересованности граждан в сохранении собственного здоровья и предупреждении болезней. Здесь важно максимально привлекать наиболее востребованные средства информации, такие, как Интернет и социальные сети.

    Как показало общенациональное исследование домохозяйств по вопросам здоровья, проведенное в 2012 году Академией профилактической медицины, почти 60% казахстанцев в возрасте от 15 до 24 лет пользуются Интернетом. Данная возрастная группа является наиболее критичной с точки зрения формирования здорового поведения в долгосрочной перспективе. Однако менее 5% таких лиц обращается к Интернету для поиска нужной информации по здоровью. Очевидно, что большой потенциал заложен в использовании популярных интернет-ресурсов, таких, как социальные сети, блоги, форумы.

   Недавно проведенное исследование показало, что в европейских странах при получении информации по вопросам здоровья 90% людей доверяют своим друзьям, членам семьи и сверстникам, а также Интернету. Эта ниша в Казахстане быстро заполняется благодаря частным инициативам – были созданы популярные медицинские порталы, такие, как zdrav.kz, idoctor.kz.

    Кстати, свободный выбор врача и медицинской организации, развитие конкурентной среды являются ключевыми направлениями госпрограммы “Саламатты Казахстан”, реализация которой завершается в следующем году. Как показало вышеупомянутое репрезентативное исследование, проведенное Академией профилактической медицины, 70% казахстанцев были осведомлены о своем праве выбора медицинской организации. При этом 78% респондентов отметили, что основным критерием выбора является качество медобслуживания. Исходя из этого, важно, чтобы возмещение услуг медицинских организаций осуществлялось по конечному результату на основе конкретных показателей лечения и удовлетворенности пациентов.

    До сих пор значительные бюджетные средства направлялись на больничное обслуживание и дорогостоящие технологии. Кстати, медики многих стран ошибочно полагают, что залогом успеха здравоохранения является дорогостоящее высокотехнологичное больничное обслуживание. Это приблизительно то же самое, что направлять основные ресурсы на создание армии водных спасателей с мощными катерами вместо того, чтобы сконцентрироваться на том, чтобы просто обучить людей плаванию.

   Такое понимание – это “перевернутая пирамида”. Если ее поставить правильно, то в ее основании должна быть первичная медицинская помощь. Она является фундаментом здравоохранения, “входными воротами”, позволяющими эффективно предупредить болезни и вместе с тем помочь гражданам в поиске врачебной компетенции, а медикам взаимодействовать с другими звеньями системы здравоохранения. Предупредив болезни, мы получим меньше нуждающихся в дорогостоящем лечении и, тем самым, сэкономим значительные бюджетные средства. Международный опыт показывает, что за счет инвестиций в первичную медицинскую помощь можно достичь 40-процентного уменьшения числа госпитализаций в больницы и соответственно 30-процентного сокращения расходов на здравоохранение.

   Немаловажной является децентрализация бюджета здравоохранения с передачей основных прав в принятии решений самим медикам и пациентам. Ведь никто лучше самих медиков на местах не знает реальную ситуацию со здоровьем и потребностями местных сообществ. Децентрализация здравоохранения – это современная тенденция во многих ведущих странах мира. Например, в США реформа здравоохранения реализуется в виде передачи бюджета на места так называемым ответственным организациям здравоохранения. В Сингапуре несколько десятилетий успешно развивается модель индивидуальных накопительных счетов, где вопросы оплаты за медицинские услуги решаются самими пациентами. Думается, что предоставление основных рычагов административного и финансового управления медикам на местах при активном участии самих пациентов создаст большие возможности для развития эффективного и рационального здравоохранения, медицины с человеческим лицом.
Дина Игликова, представитель Ассоциации семейных врачей Казахстана:

   “Существует огромная пропасть между первичным и вторичным звеном”
- Мы не занимались специально оценкой хода реализации программы “Саламатты Казахстан”, но так как мы регулярно проводим мониторинг пилотных организаций в регионах, то можем наблюдать за практическим ее выполнением в самых отдаленных уголках нашей страны. В связи с этим у нас есть некоторые соображения.

   Во-первых, на наш взгляд, существует огромная пропасть между первичным и вторичным звеном. Мы видим, какие современные медицинские специализированные центры были построены в Астане за последние годы. Некоторые из них даже получили престижную аккредитацию Joint Commission. В то же время не может не тревожить то, в каком состоянии находится ПМСП, особенно в сельской местности. Зачастую там отсутствует проточная вода, туалеты на улице, перебои с электричеством, отсутствие телефонной связи и Интернета, морально и физически устаревшие здания и помещения.

   Во-вторых, отдельно хотелось бы остановиться на сельских врачебных амбулаториях (СВА), поскольку 46% населения Казахстана живет в сельской местности. До начала реформ в здравоохранении СВА были финансово самостоятельными единицами, но затем их бюджет стал зависимым от района, а точнее, от главного врача района. В такой ситуации руководитель СВА не в состоянии самостоятельно приобрести даже столы, стулья и другие элементарные вещи. Есть у нас районы, где работают профессиональные управленцы, однако есть и те, в которых СВА выживают как могут.

    В-третьих, наблюдается огромная нехватка врачей в сельской местности. Если, согласно официальной статистике, в Казахстане на 100 тысяч населения приходятся 355 врачей и 789 медсестер, то в глубинке эти показатели в три раза ниже. Например, в одном из районов Восточно-Казахстанской области в пяти СВА из двенадцати нет врачей. Такая ситуация сложилась в силу вышеперечисленных причин, и в первую очередь, отсутствия финансовой самостоятельности.

   В-четвертых, у нас мало семейных врачей. По-прежнему существуют отдельные взрослые, детские отделения, женская консультация. Поскольку информация остается разрозненной у разных врачей, общее состояние семьи неизвестно. Соответственно, очень трудно делать правильные выводы, ставить диагнозы и назначать лечение.

   В-пятых, существует разброс финансирования ПМСП по регионам. В зависимости от того, сколько областной акимат решит выделить на здравоохранение, столько оно и получит. В среднем на сегодня объем финансирования составляет всего 3-5 долларов на человека. Для сравнения: на конференции, посвященной 35-летию Алма-Атинской декларации по ПМСП, представитель Эстонии сообщил, что в этой стране выделяется в среднем 19 евро на человека. Радует лишь то, что с 2014 года Минздрав наконец-то будет уделять больше внимания ПМСП и, соответственно, увеличивать финансирование.

    В-шестых, мы увлеклись строительством гигантских поликлиник. У нас думают, что чем больше, тем лучше. В то время как существуют международные стандарты ВОЗ по ПМСП – врачебные поликлиники должны быть небольшие, максимум на 10 тысяч населения в городской местности. И самое главное условие, которое должно соблюдаться в городе, – это расстояние от места проживания до поликлиники: не больше пяти километров. Зачастую мы наблюдаем такую картину: построят огромную поликлинику, а добираться до нее очень трудно.

   В-седьмых, нельзя не сказать о централизованных закупках. Мы не беремся оценивать их эффективность, но в ходе реализации проекта по рациональной антибиотикотерапии мы выяснили следующее. Антибиотики, например, закупаются централизованно и раздаются по сельским амбулаториям. Врачи, аргументируя свои действия тем, что им необходимо списывать эти антибиотики, назначают их детям безосновательно, стимулируя тем самым последующую резистентность. Здесь вопрос двоякий: с одной стороны, сама система вынуждает их делать это, а с другой, налицо неграмотность врачей.

   Хотелось бы отметить, что населению необходимо самому ответственно подходить к вопросам своего здоровья. Учреждения ПМСП и центры здорового образа жизни призваны вести большую работу по профилактике основных заболеваний. Мы видим, что они проводят ее – есть интересные материалы, билборды. Но этого мало. Необходимо больше взаимодействовать с общественными организациями, бизнесом, СМИ, социальными сетями, блогерами, активистами для проведения более широкомасштабных и креативных информационных кампаний.

Система Orphus ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ