СК "Фармация" прокомментировала свою позицию в ответ на выдвинутое обвинение депутатов о завышенных ценах

 СК "Фармация" прокомментировала свою позицию в ответ на выдвинутое обвинение депутатов о завышенных ценах

СК «Фармация» в своем официальном комментарии для kursiv.kz решило разъяснить свою позицию по поводу звучащих обвинений о завышении цен на лекарства в рамках гарантированного объема медицинской помощи и рассказать о ситуации на рынке лекарств в рамках гарантированного государством объема медицинской помощи.

 На наши вопросы ответила глава службы по связям с общественностью СК «Фармация» Инкар Мирьякупова.

 Единый дистрибьютор по закупу лекарств в рамках гарантированного государственного объема медицинской помощи СК «Фармация» в последнее время была в центре общественной критики и свое недовольство работой ТОО выражали, в том числе, депутаты мажилиса парламента Казахстана.

 Kursiv.kz в материале от 14 марта 2014 года «Депутаты разглядели завышенные цены лекарств CK «Фармация» мы представили точку зрения парламентариев на проблему закупки лекарственных препаратов и отметили, что надеемся и на ответ самого единого дистрибьютора, так как затронутые депутатами темы касаются значительной части казахстанских граждан. Напомним, что предметом опасений парламентариев стали завышенные цены на покупку лекарств со стороны СК «Фармация». В частности депутаты партии «Ак жол» в ходе заседания в парламенте заявили, что направили запрос в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить его деятельность на предмет непрозрачности покупок лекарственных средств, осуществляемых единым дистрибьютором.

 Например, мажилисвумен Меруерт Казбекова, отметила, что Казахстан относится к региону с высокой эпидемичностью распространения вирусных гепатитов и ежегодно только официально регистрируются от 13 до 30 тыс. фактов заболевания. В рамках реализации госпрограммы «Саламатты Казахстан» выделяется по 3,5 млрд тенге. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи включает противовирусную терапию гепатита. В партии «Ак жол» напомнили, что, в Грузии также есть национальный дистрибьютор, который занимается закупом препаратов для больных острыми заболеваниями, в том числе гепатитом, но этот закуп в несколько раз дешевле, чем у СК «Фармация».

 Депутаты привели и другие конкретные примеры. В 2013 году СК «Фармация» закупила 9 аппаратов для гепатообследования. у ТОО «Дельрус РК» на сумму свыше 300 млн тенге, за каждый аппарат государство заплатило 35 млн тенге. Хотя, как показала проверка - эти аппараты отпускались по цене 19 млн тенге за штуку. Депутаты также выяснили, что уже выявленные факты разницы между ценой, по которой закуплена медтехника «СК-Фармацией», и их рыночной стоимостью составила свыше 144 млн.

 Представитель СК "Фармация" Инкар Мирьякупова отметила, что следует сразу же оговориться, что многие вопросы, касающиеся всего фармацевтического рынка страны, не входят в компетенцию Единого дистрибьютора. СК «Фармация» может говорить лишь о вопросах, касающихся только закупа лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, закупаемых через систему единой дистрибуции. Единый дистрибьютор является оператором по закупу, хранению и поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Основными задачами Единого дистрибьютора являются бесперебойность лекарственного обеспечения, экономия бюджетных средств и поддержка отечественного производства.

- Как девальвация казахстанской валюты может отразиться на бесплатном лекарственном обеспечении больных в Казахстане?

 Создавшаяся в стране ситуация, вызванная колебанием курса доллара, наглядно продемонстрировала преимущества действующей системы единой дистрибуции. Налаженные за годы работы процедуры позволили значительно снизить риски срывов поставок и перебоев в лекарственном обеспечении населения, гарантированного государством в рамках бесплатной медицинской помощи.

 В первую очередь, это заблаговременное проведение тендерных процедур. Договоры на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения были заключены Единым дистрибьютором в тенге еще в 2013 году. На момент девальвации 40% закупленной продукции на 2014 год уже находились на складах Единого дистрибьютора.

 За счет собственных средств Единого дистрибьютора сформирован неснижаемый стратегический запас лекарственных средств для лечения социально-значимых заболеваний, что также значительно снижает риск перебоев в лекарственном обеспечении.

- Программа по развитию фармацевтической промышленности РК рассчитана на 5 лет и реализуется с 2010 года. Одним из важных индикаторов отрасли является обеспечение внутреннего рынка отечественными лекарственными препаратами на 50% уже к концу текущего года. Насколько реализуемы эти планы?

 Способствование развитию отечественной фармацевтической индустрии – одно из ключевых направлений деятельности Единого дистрибьютора. Для осуществления этой задачи предусмотрены преференции, предоставляемые отечественным производителям в целях реализации Программы по развитию отечественной фармацевтической отрасли в рамках государственной программы форсированного индустриального инновационного развития. Это предоставление приоритета в тендерных процедурах, когда в случае участия в тендере отечественных производителей, заявки от других поставщиков даже не рассматриваются; а также заключение долгосрочных договоров поставки сроком на 7 лет. С 2009 по 2014г.

 Единым дистрибьютором заключено 15 долгосрочных семилетних договоров с 14 отечественными товаропроизводителями на поставку 998 наименований лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Благодаря этим мерам за 5 лет продукция отечественного производства закуплена на сумму 58,3 млрд. тенге, а ее доля в рамках ГОБМП в натуральном выражении на сегодняшний день уже достигла 75%.

Отметим, что в рамках государственной программы по развитию фармацевтической отрасли с задачи, поставленные перед Единым дистрибьютором в части обеспечения стабильного рынка сбыта продукции отечественной фармацевтической продукции и заключения долгосрочных договоров поставок с производителями, выполнены.

- Что в свете девальвации будет с лекарствами для тяжелобольных людей, которые как правило завозятся в Казахстан за доллары, для диабетиков, онкобольных, планируется ли повышение цен на такие лекарства?

 Как уже говорилось, система единой дистрибуции позволила обезопасить население страны от перебоев с поставками препаратов для бесплатного лекарственного обеспечения. Это касается и препаратов для лечения социально-значимых заболеваний, таких как диабет, онкология, ВИЧ, туберкулез, заболевания крови и т.д. Кроме того, нами за счет собственных средств Единого дистрибьютора сформирован неснижаемый стратегический запас именно по этим заболеваниям.

 Также для обеспечения бесперебойности поставок в компании разработан эффективный механизм планирования закупа и поставок, позволяющий осуществлять онлайн-мониторинг исполнения договорных обязательств, соблюдения надлежащих условий хранения и транспортировки лекарственных средств, и соблюдения остаточного срока годности. Как уже говорилось выше, благодаря тому, что процедуры закупа лекарств производятся заблаговременно, договоры на поставку лекарственных средств были заключены еще в 2013 году, и порядка 40% продукции по всему списку Единого дистрибьютора уже отгружено на склады.

Государственная программа по развитию фармацевтической отрасли, разработанная в рамках ГП ФИИР, разработана именно с целью обеспечения лекарственной безопасности страны. По результатам ее реализации 50% потребности государства в лекарственных средствах на будут обеспечиваться за счет отечественной продукции. Это позволит Казахстану избежать импортозависимости в области лекарственного обеспечения. Касательно закупа продукции отечественного производства отметим, что за 5 лет продукция отечественного производства закуплена на сумму 58,3 млрд. тенге, а ее доля в рамках ГОБМП в натуральном выражении на сегодняшний день уже достигла 75%. Значительного снижения при закупе в 2014г. по сравнению с итогами 2013г. нет, как вы понимаете, говорить об итогах закупа на 2014г. слишком преждевременно, предварительно на 2014г. запланирован закуп отечественной продукции на уровне предыдущего года.

 По результатам же закупов предыдущих лет, наблюдалось планомерное увеличение сумм закупа продукции отечественного производства. Что касается системы единой дистрибуции лекарственных средств в свете возникшей в связи с изменением курса тенге ситуации, как уже говорилось выше, в вопросах лекарственного обеспечения населения в рамках гарантированного государством бесплатного объема медицинской помощи, ее бесперебойности и целесообразности, система доказала свою эффективность.

Все процедуры Единого дистрибьютора разработаны именно в целях обеспечения бесперебойности поставок. Подавляющее количество нареканий относительно перебоев в поставках приходится на начало деятельности Единого дистрибьютора, когда логистический процедуры не были отработаны в полной мере. Кроме того, компания проводит постоянную работу по их совершенствованию.

- Насколько помогает в разрешении проблем с лекарствами наличие системы централизованного госзакупа лекарственных препаратов. Помогает ли это?

 Для медицинских организаций система единой дистрибуции предоставила целый ряд преимуществ.

 Одно из стратегических направлений деятельности Единого дистрибьютора – это экономия бюджетных средств. Централизация закупа и закупочные процедуры позволяет добиваться значительного снижения цен на лексредства как за счет объемов закупа, так и благодаря самим процедурам. С 2009 по 2014 годы общая экономия при закупе Единого дистрибьютора составила порядка 27 млрд. тенге. Эти деньги остаются в бюджете страны. Медицинские организации могут направить сэкономленные средства как на дополнительный закуп лекарств, так и на другие статьи расходов. Также одно из преимуществ системы единой дистрибуции – это бесперебойность поставок. Поставки лекарств на склады Единого дистрибьютора от поставщиков осуществляются заблаговременно, так что на наших складах всегда есть трехмесячный запас для оперативного реагирования даже на неожиданно возникшую потребность. Региональные склады позволяют осуществлять более быструю доставку.

 В компании внедрена единая фармацевтическая информационная система, которая позволяет не только отслеживать движение продукции от поставщиков до медицинских организаций, но и осуществлять мониторинг срока годности лекарственных средств, условий их хранения и транспортировки, а также осуществлять управление запасами лекарственных средств и изделий медицинского назначения, что позволяет, в случае необходимости, перенаправлять лекарственные запасы со складов в разных регионов в регион, испытывающий острую потребность в продукции. Единый дистрибьютор осуществляет доставку лекарственных средств даже в самые удаленные уголки страны – по любому адресу, который в договоре указывает медицинская организация в качестве места поставки. Из собственных средств Единого дистрибьютора сформирован неснижаемый стратегический запас лекарственных средств по социально-значимым заболеваниям.

- Справедливо ли обвинение, что СК "Фармация" завышает цены на покупаемые лекарства в два-три раза, о чем сообщали депутаты в ходе правительственного часа?

 Нужно отметить, что Единый дистрибьютор самостоятельно не влияет на цены закупа. Экономия при закупе лекарственных средств обеспечивается благодаря процедурам закупа Единого дистрибьютора. Деятельность Единого дистрибьютора регламентируется «Правилами организации и проведения закупа лекарственных средств, профилактических, иммунобиологических, диагностических, дезинфицирующих) препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, фармацевтических услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи», утвержденных Постановлением Правительства РК №1729 от 30 октября 2009г.

 Согласно Правилам, Единый дистрибьютор организует закуп согласно Списку лекарственных средств и изделий медицинского назначения, подлежащих закупу у Единого дистрибьютора, также включающему предельные цены закупа по каждому наименованию, который ежегодно утверждается Министерством здравоохранения РК.

 Нужно отметить, что список лекарственных средств, подлежащий закупу у Единого дистрибьютора, ежегодно формируется формулярной комиссией, в состав которой входят специалисты министерства здравоохранения, ученые, практические медицинские работники организаций здравоохранения, представители неправительственных организаций, обладающие необходимым опытом работы и квалификацией для согласования и рассмотрения научных, медицинских аспектов исследований по использованию лекарственных средств. По результатам анализа внутреннего фармацевтического рынка страны, а также рынков референтных стран, уполномоченный орган в области здравоохранения формирует предельные цены закупа по каждому наименованию списка Единого дистрибьютора.

 После утверждения списка уполномоченным органом в области здравоохранения, Единый дистрибьютор проводит заявочную процедуру, для определения объемов потребности медицинских организаций, после чего объявляется тендер на закуп лекарственных средств и изделий медназначения. Согласно Правилам, при закупе Единый дистрибьютор проводит процедуры закупа с помощью двухэтапных процедур. На текущий момент это наиболее открытые и прозрачные процедуры, позволяющие потенциальным поставщикам на первом этапе в случае наличия замечаний к тендерной документации дополнить заявки в соответствии с требованиями.

 Экономию бюджетных средств при закупе через систему единой дистрибуции обеспечивает второй этап тендерных процедур – аукцион на понижение цены, когда потенциальные поставщики предлагают цены на понижение, исходя из предельных цен Единого дистрибьютора, утвержденных Министерством здравоохранения. Согласно процедурам, утвержденным Правилами, Единый дистрибьютор не имеет каких-либо дополнительных рычагов влияния на дополнительное снижение цены. Цена закупа формируется на основании предельной цены, установленной для Единого дистрибьютора, и скидки, предоставленной поставщиком во время аукциона на понижение цены.

 Что касается вопроса по ценовой разнице при госзакупе пегилированных интерферонов по сравнению с Украиной и Грузией, озвученной депутатами партии «Ак-Жол» в ходе правительственного часа, позвольте обратить Ваше внимание на целый ряд факторов. В первую очередь, отметим, что предельные цены на закуп через систему единой дистрибуции на пегилированные интерфероны для лечения гепатита С на 2014 год формировались в начале 2013г., когда в Грузии и Украине госпрограммы по лечению вирусного гепатита С еще не были запущены.

Пегилированный интерферон на 2014 год был закуплен единым дистрибьютором 17 сентября 2013 года в рамках тендера с использованием двухэтапных процедур по закупу лекарственных средств на 2014 год (190 лотов), в то время как в Грузии закуп пегилированных интерферонов состоялся лишь 27 декабря 2013 года для осуществления государственной программы общественного здравоохранения для антивирусного лечения 1000 пациентов в пенитенциарной системы.

 Необходимо подчеркнуть, что согласно Правилам Единый дистрибьютор закупает препараты, зарегистрированные в Республике Казахстан. По состоянию на текущий момент в республике зарегистрированы и разрешены к применению препараты пегинтерферон альфа 2-а (Пегасис) и пегинтерферон альфа 2-б (ПегИнтрон). Препарат пегинтерферон альфа-2 пегферон в Республике Казахстан не зарегистрирован.

 Отметим также, что в Грузии распространенность вирусными гепатитами составляет 6-9%, в Украине, согласно пояснительной записке к Государственной программе – 3% населения. В связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой по гепатитам в этих странах введены государственные программы, согласно которым данное заболевание вынесено в список приоритетных, в связи с чем правительствами этих стран совместно с международными и общественными организациями, а также производителями пегилированных интерферонов – компаниями Hoffmann La Roche и Merck Sharp and Dohme, разработан комплекс мер для осуществления этих программ, в том числе и направленных на снижение стоимости лечения. Заметим также, что упоминаемый в статье «национальный дистрибьютор Грузии, который занимается закупом препаратов для больных острыми заболеваниями, в том числе гепатитом» в переговорном процессе по снижению цен закупа на эти препараты, не участвует.

Отметим, что правительством Республики Казахстан в качестве приоритетных социально-значимых нозологий, для которых разработаны государственные программы, являются онкология, болезни системы кровообращения, туберкулез, сахарный диабет, а также материнство и детство. На данный момент лечение вирусного гепатита С в Казахстане проводится в рамках государственной программы «Саламатты Казахстан».

Хотелось бы также прокомментировать ряд вопросов, поднятых в статье, опубликованной на сайте kursiv.kz, где критиковалась работа СК «Фармация».

 «Президент ассоциации «ФармМед-Индустрия Казахстана» Серик Султанов также обращал внимание на ситуацию с закупом препаратов для больных гепатитом, в том числе с препаратом «Гепадиф», который много лет закупался у ТОО «Абди Ибрахим Глобал Фарм» почти на 600 млн. тенге. Однако, неожиданно этот препарат единый дистрибьютор решил сменить на иностранный, достаточно дорогой аналог, не объяснив причин такого решения».

 Необходимо отметить, что согласно Правилам, Единый дистрибьютор осуществляет закуп лекарственных средств согласно Списку, по международному непатентованному наименованию, в случае с «Гепадифом» его МНН – Карнитина оротат (в т. ч. кислоты оротовой и карнитина), антитоксическая фракция экстракта печени (в т. ч. цианкобаламин), пиридоксина гидрохлорид, цианкобаламин, аденина гидрохлорид, рибофлавин. Согласно Правилам, Единый дистрибьютор не может принимать решение о замене препарата на аналог – торговое наименование закупаемого препарата определяется лишь по результатам тендера. К слову отметим, что по данному наименованию на 2014г. Единым дистрибьютором закуплен именно препарат «Гепадиф», и именно у компании у ТОО «Абди Ибрахим Глобал Фарм», выступающей в этом случае в качестве дистрибьютора данного препарата.

 «Таким образом, СК «Фармация» все чаще становится объектом критики со стороны как специалистов фарминдустрии, так и чиновников, которые обвиняют ТОО в непрозрачности и самое интересное, что единый дистрибьютор, в том числе на своем официальном сайте не раскрывает своей финансовой отчетности».

 В основу Правил закупа Единым дистрибьютором легли принципы надлежащей практики закупа лекарственных средств, предусматривающих целый ряд значительных преимуществ таких процедур. Первый этап, предусматривающий проверку на качественное соответствие заявленной продукции всем требованиям. Он также обеспечивает прозрачность и гласность процесса закупа благодаря предоставляемой заявителям возможности исправить погрешности в представленной документации. А второй этап, аукцион на понижение цены, позволяет значительно сэкономить бюджетные средства и обеспечить добросовестную конкуренцию. В тендерную комиссию привлекаются эксперты из заинтересованных отраслей, а наблюдать за процедурами приглашаются представители самых разных структур, от правоохранительных органов до неправительственных организаций. Результаты тендеров публикуются на сайте СК-Фармация, информация об объемах закупа, экономии и затраченных на лекарственное обеспечение бюджетных средствах регулярно публикуются в прессе. Таким образом, все процедуры закупа Единого дистрибьютора абсолютно прозрачны, и соответствуют международным стандартам.

 «В частности президент Ассоциации «ФармМедИндустрия» Серик Султанов считает, что все это делалось для того, чтобы отвлечь внимание от реальной проблемы, а именно от того, что продолжает сокращаться закуп казахстанских препаратов, а единый дистрибьютор лоббирует интересы иностранных производителей».

 Еще раз подчеркнем, что одно из ключевых направлений деятельности Единого дистрибьютора – способствовать развитию отечественной фармацевтической промышленности. Для этого при закупе через систему единой дистрибуции отечественным производителям предоставляются значительные преференции. С отечественными производителями заключаются долгосрочные договоры поставки сроком на 7 лет – обязательным условием при заключении таких договоров является модернизация существующего или строительство нового производства фармацевтической продукции в соответствии с международными стандартами. Отечественным производителям предоставляется приоритет и в тендерных процедурах. Если в тендере участвует отечественный производитель со своей продукцией, заявки от других поставщиков даже не рассматриваются.

 

Автор: Аскар Муминов

 kursiv.kz, 20 марта 2014 № 1035589

 

Источник: http://polpred.com

Система Orphus ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ