"Черная смерть" средневековья оставила след в геноме современных людей

nature-of-dnaДля Европы XIV век был исключительно неудачным. Убийственная чума − знаменитая Черная смерть − скосила здесь более трети населения. Впрочем, досталось всем: пандемия прокатилась от Китая и Индии до Северной Африки и Гренландии, уничтожив, по современным оценкам свыше 60 млн человек по всему миру.

Эта демографическая катастрофа не прошла даром. Как выяснили ученые, она оставила свой отпечаток даже в геноме современных европейцев.

Изменения, затронувшие определенные гены, связанные с работой иммунной системы, обнаружились недавно в геноме европейского населения. Возможно, они во многом определили дальнейшую историю человечества − во всяком случае, именно эти гены могут быть ответственны за особую реакцию европейцев на определенные заболевания, в том числе аутоиммунные.

Вообще, геном человеческих популяций развивался под непрерывным давлением различных заболеваний. Определенные формы генов, способные повысить устойчивость к той или иной местной болезни, обеспечивали группе большую выживаемость − и сохранялись в более многочисленном потомстве. В то же время группы, не встречавшиеся с какой-то болезнью, могли вовсе не выработать наследственного, генетического иммунитета к ней.

Замечательный пример этому обнаружил недавно исследователь Михай Нети (Mihai Netea) в своей родной Румынии. Около тысячелетия назад в этой восточно-европейской стране появились первые цыгане, мигрировавшие сюда с севера Индии. С тех пор и до наших дней они практически не практикуют смешанных браков с более древним населением страны − собственно, румынами, давая генетику отличную возможность сравнить геномы двух популяций, живущих в одной местности и в одних условиях.

Как легко подсчитать, Черная смерть, накрывшая Европу около 600 лет назад, цыган так же должна была затронуть. Поэтому Михай Нети и его коллеги решили сравнить связанные с иммунитетом гены цыган и румын, выбрав среди них сходные − а затем сравнить с этими же генами у населения северной Индии, куда чума не проникла.

В общей сложности ученые просмотрели более 196 тыс. генов у сотни румын и у сотни цыган, а также у 500 жителей севера Индии, откуда цыгане некогда вышли. Несмотря на тысячу лет, прошедшие с тех пор, цыгане до сих пор сохраняют большое генетическое сходство с индусами. Из почти 200 тысяч авторы выделили лишь 20 генов, которые у них изменились за это время.

Один из этих генов, по имеющимся данным, связан с пигментацией кожи, другой − с течением воспалительных процессов, третий − с предрасположенностью к некоторым аутоиммунным заболеваниям, таким, как ревматоидный артрит. Но особенное внимание ученых привлекла группа из трех генов, расположенных в 4-й хромосоме и кодирующих толл-подобные рецепторы. Эти белки, располагаясь на мембране клеток, распознают некоторые типы бактерий и запускают иммунный ответ организма − они являются одним из ключевых элементов нашей «обороны» против патогенных микробов.

Что же заставило предков современных цыган выработать форму этих рецепторов такую же, как у их соседей-румын, но не у их предков из Индии? Неужели Черная смерть?

Чтобы проверить это, ученые использовали клеточные культуры с генами, несущими либо ту, либо другую форму этих генов − и, соответственно, толл-подобных рецепторов. Авторы протестировали их способность реагировать на присутствие ужасной Yersinia pestis − бактерии, вызывающей чуму. И действительно: «европейская» форма этих генов эффективнее запускала иммунный ответ, нежели «индийская». Кошмарный XIV век, обернувшийся массовым вымиранием населения по всей Европе − от России до Испании − сохранил по себе недобрую память не только в страшных сказках и гравюрах тех лет. Он отпечатался прямо в нас, в наших генах − возможно, навсегда.

Источник: http://zhkhtv.ru