Закон Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года № 603-II

Закон Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года № 603-II

О техническом регулировании

 

      Настоящий Закон устанавливает правовые основы государственной системы технического регулирования, направленного на обеспечение безопасности продукции, услуги, процессов в Республике Казахстан.

Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

    В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
    1) аккредитация - процедура, посредством которой орган по аккредитации официально признает правомочие юридического лица выполнять работы в определенной сфере по подтверждению соответствия объектов технического регулирования установленным требованиям;
    2) аттестат аккредитации - документ, удостоверяющий право органа по подтверждению соответствия и (или) испытательных лабораторий (центров) выполнять работы в определенной сфере по подтверждению соответствия установленным требованиям, выдаваемый согласно правилам проведения работ в сфере подтверждения соответствия и аккредитации;
    3) аудит (в сфере подтверждения соответствия) - систематический, независимый документированный анализ деятельности аккредитованных органов по подтверждению соответствия и (или) испытательных лабораторий (центров), а также проводимый по инициативе заявителя контроль соответствия сертифицированной продукции, услуги, процессов, систем менеджмента качества установленным требованиям;
    4) безопасность продукции, услуги и процессов (далее - безопасность) - отсутствие недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде, в том числе растительному и животному миру, с учетом сочетания вероятности реализации опасного фактора и степени тяжести его последствий;
    5) гармонизированный стандарт - стандарт, обеспечивающий выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами в области технического регулирования;
    6) государственная система технического регулирования - совокупность государственных органов, физических и юридических лиц, осуществляющих работы в области технического регулирования в пределах своей компетенции, а также нормативных правовых актов, стандартов;
    7) государственный классификатор технико-экономической информации - документ, который представляет собой систематизированные своды кодов и наименований классификационных групп объектов технико-экономической информации;
    8) государственный стандарт - стандарт, утвержденный уполномоченным органом и доступный широкому кругу потребителей;
    9) государственный фонд нормативных правовых актов в области технического регулирования и стандартов - совокупность специализированных фондов нормативных правовых актов в области технического регулирования, стандартов и иных документов государственных органов, формируемых в пределах их компетенции;
    10) декларация о соответствии - документ, которым изготовитель (исполнитель) удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции, услуги установленным требованиям;
    11) добровольное подтверждение соответствия - процедура, посредством которой осуществляется подтверждение соответствия продукции, услуги, процессов, проводимая по инициативе изготовителя (исполнителя) или продавца на соответствие стандарту, иному документу или специальным требованиям заявителя;
    12) жизненный цикл продукции - процессы проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации, утилизации и уничтожения продукции;
    13) заинтересованные стороны - физические лица, юридические лица и их ассоциации, союзы, деятельность которых непосредственно связана с разработкой нормативных правовых актов в области технического регулирования, а также иные лица, участие которых предусмотрено международными договорами Республики Казахстан;
    14) заявитель - физическое или юридическое лицо, предоставившее продукцию, услугу, процессы для подтверждения соответствия, а также юридические лица, подавшие заявку на аккредитацию и аудит (в сфере подтверждения соответствия);
    15) знак соответствия - обозначение, служащее для информирования покупателей о прохождении продукцией, услугой процедуры подтверждения соответствия требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования, стандартами и иными документами;
    16) идентификация продукции, услуги - процедура, обеспечивающая однозначное распознавание определенной продукции, услуги по отличительным признакам;
    17) изготовитель (исполнитель) - физические или юридические лица, производящие продукцию для последующего отчуждения или собственного потребления в производственных целях, а также выполняющие работы или оказывающие услугу по возмездному и (или) безвозмездному договору;
    18) инспекционная проверка - проверка, осуществляемая аккредитованным органом по подтверждению соответствия сертифицированной продукции, услуги, процесса требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования в порядке, определяемом уполномоченным органом;
    19) испытательная лаборатория (центр) (далее - лаборатория) - лаборатория, в том числе лаборатория государственных органов, проводящая испытания продукции на соответствие требованиям, установленным нормативными документами по стандартизации;
    20) международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей;
    21) национальный стандарт - стандарт иностранного государства, принятый его уполномоченным органом по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей;
    22) нормативный документ по стандартизации - документ, устанавливающий нормы, правила, характеристики, принципы, касающиеся различных видов деятельности по стандартизации или ее результатов;
    23) нормативный правовой акт в области технического регулирования - письменный официальный документ установленной формы, принятый в соответствии с настоящим Законом и Законом Республики Казахстан "О нормативных правовых актах", устанавливающий правовые нормы в области технического регулирования, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие;
    24) область аккредитации - перечень объектов, закрепленных за аккредитованными органами по подтверждению соответствия и (или) лабораториями, осуществляющими работы в сфере подтверждения соответствия, для проведения работ по определению их соответствия требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования, стандартами или договорами;
    25) обязательная сертификация - форма подтверждения соответствия продукции, услуги требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования, с участием органов по подтверждению соответствия;
    26) обязательное подтверждение соответствия - процедура, посредством которой осуществляется подтверждение соответствия продукции, услуги требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования;
    27) орган по подтверждению соответствия - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке для выполнения работ по подтверждению соответствия;
    28) основополагающий стандарт - стандарт, имеющий широкую область применения или содержащий общие положения для определенной области технического регулирования;
    29) подтверждение соответствия - процедура, результатом которой является документальное удостоверение (в виде декларации о соответствии или сертификата соответствия) соответствия объекта требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования, стандартами, или условиям договоров;
    30) поставщик - физическое или юридическое лицо, предоставляющее продукцию, услугу;
    31) продукция - результат процесса или деятельности;
    32) процесс - совокупность взаимосвязанных и последовательных действий (работ) по достижению какого-либо заданного результата, включая процессы жизненного цикла продукции;
    33) региональная организация по стандартизации - организация по стандартизации, участие в деятельности которой открыто для соответствующих органов по стандартизации только одного региона: географического или экономического;
    34) региональный стандарт - стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей;
    35) реестр государственной системы технического регулирования - документ учета нормативных правовых актов в области технического регулирования, стандартов;
    36) риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью человека, окружающей среде, в том числе растительному и животному миру, с учетом степени тяжести его последствий;
    37) сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие продукции, услуги требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования, положениям стандартов или иных документов;
    38) сертификация - процедура, посредством которой орган по подтверждению соответствия письменно удостоверяет соответствие продукции, услуги установленным требованиям;
    39) стандарт - документ, который в целях многократного и добровольного использования устанавливает правила, общие принципы и характеристики к объектам технического регулирования, утвержденный в порядке, предусмотренном уполномоченным органом;
    40) стандарт организации - стандарт, утвержденный организацией;
    41) стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения требований к продукции, услуге и процессам посредством установления положений для всеобщего, многократного и добровольного использования в отношении реально существующих и потенциальных задач;
    42) схема подтверждения соответствия - способы определения соответствия объекта требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования, стандартами или договорами, с описанием конкретных этапов проведения этой работы (испытания, оценка производства, оценка системы менеджмента качества, анализ нормативной и технической документации и другие);
    43) технический барьер - барьер, возникающий вследствие различия или изменчивости требований, содержащихся в нормативных правовых актах в области технического регулирования и стандартах;
    44) технический комитет по стандартизации - консультативно-совещательный орган, создаваемый в отраслях экономики на добровольной основе для разработки стандартов и участия в создании государственной системы технического регулирования по закрепленным объектам стандартизации или направлениям деятельности;
    45) технический эксперт - физическое лицо, обладающее специальными знаниями или опытом в отношении объекта, подвергаемого подтверждению соответствия;
    46) техническое регулирование - правовое и нормативное регулирование отношений, связанных с определением, установлением, применением и исполнением обязательных и добровольных требований к продукции, услуге, процессам, включая деятельность по подтверждению соответствия, аккредитации и государственный контроль и надзор за соблюдением установленных требований, за исключением санитарных и фитосанитарных мер;
    47) уполномоченный орган - государственный орган, уполномоченный в соответствии с законодательством Республики Казахстан управлять, осуществлять контроль и надзор за работами в области технического регулирования и представлять Республику Казахстан в международных и региональных организациях по вопросам стандартизации, подтверждения соответствия и аккредитации;
    48) услуга - итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя;
    49) форма подтверждения соответствия - совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств соответствия продукции, услуги требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования, стандартами или договорами;
    50) эксперт-аудитор по подтверждению соответствия, стандартизации, аккредитации - специалист, аттестованный в порядке, установленном уполномоченным органом.

    Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о техническом регулировании

    1. Законодательство Республики Казахстан о техническом регулировании основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.
    2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

    Статья 3. Сфера применения настоящего Закона

    1. Настоящий Закон регулирует общественные отношения по определению, установлению, применению и исполнению обязательных и добровольных требований к продукции, услуге, процессам жизненного цикла продукции (далее - процессы), подтверждению соответствия, аккредитации и государственному контролю и надзору в области технического регулирования.
    2. Объектами технического регулирования являются продукция, услуга, процессы.
    3. Субъектами технического регулирования являются государственные органы, а также физические и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Республики Казахстан и обладающие в отношении объектов технического регулирования правом пользования в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

    Статья 4. Основные цели и принципы технического регулирования

    1. Основными целями технического регулирования являются:
    1) обеспечение безопасности продукции, услуги, процессов для жизни и здоровья человека и окружающей среды, в том числе растительного и животного мира;
    2) обеспечение национальной безопасности;
    3) предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно безопасности продукции, услуги;
    4) устранение технических барьеров в торговле;
    5) повышение конкурентоспособности продукции.
   
    2. Техническое регулирование основывается на принципах:
    1) единства и целостности государственной системы технического регулирования;
    2) применения единой терминологии, правил установления требований к продукции, услуге, процессам;
    3) целесообразности и достижимости целей технического регулирования, обеспечения равных возможностей для участия в процессах технического регулирования, баланса интересов государства и заинтересованных сторон;
    4) равенства требований к отечественной и импортируемой продукции, услуге и процедурам подтверждения их соответствия установленным требованиям;
    5) приоритетного использования достижений науки и техники, стандартов международных и региональных организаций при разработке нормативных правовых актов в области технического регулирования и стандартов;
    6) соответствия требований нормативных правовых актов в области технического регулирования уровню развития экономики, материально-технической базы и научно-технического развития государства;
    7) доступности нормативных правовых актов в области технического регулирования, стандартов и информации о них, о порядке их разработки, утверждения, опубликования, за исключением сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну;
    8) добровольного выбора стандартов с целью их применения;
    9) единой системы и правил подтверждения соответствия;
    10) недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и подтверждению соответствия;
    11) несовместимости в одном государственном органе функций государственного контроля и надзора и подтверждения соответствия;
    12) независимости органов по подтверждению соответствия от изготовителей (исполнителей), продавцов и покупателей;
    13) недопустимости ограничения конкуренции в работах по подтверждению соответствия.

    Статья 5. Структура государственной системы технического регулирования

    Структуру государственной системы технического регулирования составляют:
    1) Правительство Республики Казахстан;
    2) уполномоченный орган;
    3) государственные органы в пределах своей компетенции;
    4) экспертные советы в области технического регулирования при государственных органах;
    5) Информационный центр по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам (далее - Информационный центр);
    6) технические комитеты по стандартизации;
    7) органы по подтверждению соответствия, лаборатории;
    8) эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия, стандартизации и аккредитации;
    9) государственный фонд нормативных правовых актов в области технического регулирования и стандартов.

    Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области технического регулирования

    К компетенции Правительства Республики Казахстан в области технического регулирования относятся:
    1) разработка основных направлений государственной политики в области технического регулирования;
    2) формирование государственной системы технического регулирования;
    3) обеспечение правовой реформы в области технического регулирования;
    4) утверждение программы развития государственной системы технического регулирования;
    5) утверждение правил применения защитных технологий и перечня документов и объектов, подлежащих обязательной защите;
    6) утверждение правил создания и ведения депозитария классификаторов технико-экономической информации;
    7) создание консультативно-совещательных органов в интересах обеспечения безопасности продукции, услуги, процессов;
    8) принятие, внесение изменений и (или) дополнений, отмена нормативных правовых актов в области технического регулирования в пределах своей компетенции;
    9) установление порядка аккредитации органов по подтверждению соответствия и лабораторий;
    10) выполнение иных функций, возложенных Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

    Статья 7. Компетенция уполномоченного органа

    Уполномоченный орган выполняет следующие функции:
    В области технического регулирования:
    1) участвует в формировании государственной системы технического регулирования;
    2) осуществляет реализацию государственной политики в области технического регулирования;
    3) осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных органов, физических и юридических лиц в области технического регулирования;
    4) совместно с государственными органами разрабатывает программы развития государственной системы технического регулирования и координирует их выполнение;
    5) организует анализ и проведение экспертизы проектов и нормативных правовых актов в области технического регулирования на соответствие государственной политике в области технического регулирования и целям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона;
    6) взаимодействует с техническими комитетами по стандартизации, физическими и юридическими лицами по вопросам технического регулирования;
    7) представляет Республику Казахстан в международных и региональных организациях по стандартизации, подтверждению соответствия и аккредитации, участвует в работах по международной и региональной стандартизации, взаимному признанию результатов подтверждения соответствия;
    8) организует ведение реестра государственной системы технического регулирования;
    9) организует и координирует работу государственного фонда нормативных правовых актов в области технического регулирования и стандартов;
    10) обеспечивает функционирование Информационного центра;
    11) определяет порядок и организует аттестацию экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия, стандартизации, аккредитации, а также организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области технического регулирования;
    12) организует и координирует работы по проведению государственного контроля и надзора за соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами в области технического регулирования;
    13) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, выдает, приостанавливает действие аттестата аккредитации на срок до шести месяцев, привлекает к ответственности физических и юридических лиц, нарушивших требования, установленные нормативными правовыми актами в области технического регулирования в отношении продукции, услуги, на стадии реализации.
    При неустранении причин, по которым было приостановлено действие аттестата аккредитации, или при выявлении в течение срока действия аттестата аккредитации повторного нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в области технического регулирования, аттестат аккредитации аннулируется только судом по представлению уполномоченного органа.
    В сфере стандартизации:
    1) устанавливает порядок разработки, согласования, учета, утверждения, экспертизы, изменения, отмены и введения в действие государственных стандартов и классификаторов технико-экономической информации;
    2) организует анализ и разработку стандартов, гармонизированных с нормативными правовыми актами в области технического регулирования;
    3) устанавливает порядок учета и применения международных, региональных и национальных стандартов, классификаторов технико-экономической информации, правил и рекомендаций иностранных государств по стандартизации, подтверждению соответствия и аккредитации на территории Республики Казахстан;
    4) организует издание и распространение официальных изданий государственных, международных, региональных стандартов, стандартов иностранных государств, правил и рекомендаций по стандартизации, подтверждению соответствия и аккредитации, публикует информацию о них;
    5) устанавливает порядок разработки планов и программ государственной стандартизации;
    6) организует подтверждение переводов нормативных документов по стандартизации на государственный и русский языки.
    В сфере подтверждения соответствия и аккредитации:
    1) устанавливает правила проведения работ с участием государственных органов, технических комитетов по стандартизации и органов по подтверждению соответствия;
    2) осуществляет аккредитацию юридических лиц;
    3) устанавливает формы сертификата соответствия, декларации о соответствии и аттестата аккредитации;
    4) разрабатывает правила государственной системы технического регулирования;
    5) создает апелляционную комиссию для рассмотрения жалоб (апелляций);
    6) подготавливает предложения об отмене документов по вопросам подтверждения соответствия, изданных другими организациями, если они не отвечают требованиям государственной системы технического регулирования в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
    7) организует работы по межлабораторным сравнительным испытаниям (сличениям).
    Уполномоченный орган выполняет иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

    Статья 8. Компетенция государственных органов в области технического регулирования

    Государственные органы в пределах своей компетенции в области технического регулирования осуществляют:
    1) анализ научно-технического уровня нормативных правовых актов в области технического регулирования и взаимосвязанных с ними стандартов;
    2) подготовку и внесение в уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, предложений о разработке нормативных правовых актов в области технического регулирования или изменений и (или) дополнений в нормативные правовые акты в области технического регулирования, актуализации и унификации нормативных документов по стандартизации;
    3) организацию работ по разработке нормативных правовых актов в области технического регулирования и государственных стандартов в соответствии с принимаемыми в Республике Казахстан планами и программами;
    4) создание экспертных советов для разработки проектов нормативных правовых актов в области технического регулирования, подготовки предложений по вопросам, входящим в компетенцию государственных органов;
    5) ведение фондов нормативных правовых актов в области технического регулирования, стандартов и иных документов по вопросам, входящим в их компетенцию;
    6) государственный контроль и надзор за выполнением требований, установленных нормативными правовыми актами в области технического регулирования, в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан;
    7) подготовку и реализацию планов и программ по разработке стандартов и иных документов и их гармонизации с международными нормами и требованиями;
    8) подготовку предложений по созданию технических комитетов по стандартизации, органов по подтверждению соответствия и лабораторий по продукции, услуге, подлежащих обязательному подтверждению соответствия.

    Статья 9. Экспертные советы в области технического регулирования при государственных органах

    1. Экспертные советы в области технического регулирования при государственных органах создаются для разработки проектов нормативных правовых актов в области технического регулирования, подготовки предложений по вопросам, входящим в компетенцию государственных органов, в сфере, связанной с разработкой и применением нормативных правовых актов в области технического регулирования.
    2. Состав и положение об экспертных советах в области технического регулирования при государственных органах утверждаются государственными органами.
    В состав экспертного совета включаются представители государственных органов, технических комитетов по стандартизации и других заинтересованных сторон.

    Статья 10. Информационный центр

    1. Информационный центр создается и функционирует в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, для взаимодействия с Секретариатом Всемирной торговой организации, странами - членами Всемирной торговой организации, международными организациями с целью предоставления заинтересованным сторонам и иностранным государствам по их запросам копий документов и информации о (об):
    1) действующих или разрабатываемых нормативных правовых актах в области технического регулирования, стандартах, изменениях к ним и процедурах подтверждения соответствия продукции, услуги;
    2) членстве или участии Республики Казахстан в международных организациях и международных договорах по стандартизации, подтверждению соответствия, аккредитации двустороннего и многостороннего характера;
    3) источниках опубликования проектов разрабатываемых и принятых нормативных правовых актов в области технического регулирования, стандартов или информации о них.
   
    2. Информация размещается в официальном печатном издании уполномоченного органа и информационной системе общего пользования в виде уведомления. Форма, порядок заполнения и представления уведомления определяются уполномоченным органом.

    Статья 11. Технические комитеты по стандартизации

    1. Технические комитеты по стандартизации создаются в отраслях экономики по предложениям государственных органов и заинтересованных сторон для проведения работ по стандартизации на межотраслевом уровне.
    В состав технических комитетов по стандартизации включаются представители государственных органов и заинтересованных сторон.
   
    2. К компетенции технических комитетов по стандартизации относятся:
    1) подготовка предложений по определению основных направлений развития государственной системы технического регулирования по закрепленным объектам и направлениям деятельности;
    2) участие в разработке и экспертизе государственных стандартов и классификаторов технико-экономической информации, международных, региональных, национальных стандартов и классификаторов технико-экономической информации иностранных государств и изменений к ним в установленном порядке;
    3) подготовка предложений к программам развития государственной системы технического регулирования по разработке нормативных правовых актов в области технического регулирования и государственных стандартов.
   
    3. Порядок создания, работы, ликвидации технических комитетов по стандартизации устанавливается уполномоченным органом.

    Статья 12. Органы по подтверждению соответствия

    1. Органы по подтверждению соответствия - организации независимо от форм собственности, независимые от производителей (исполнителей) продукции, услуги, поставщиков и потребителей продукции, услуги, государственных органов, имеющие в штате экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия и (или) лаборатории по закрепляемым направлениям деятельности, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
    Органы по подтверждению соответствия, в том числе иностранные, подлежат аккредитации в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
    Филиалы органов по подтверждению соответствия аккредитуются в составе органа по подтверждению соответствия в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
   
    2. Правоспособность органов по подтверждению соответствия возникает в момент получения ими аттестата аккредитации и прекращается в связи с истечением срока его действия или признания аннулированным в порядке, установленном настоящим Законом.
   
    3. Органы по подтверждению соответствия на условиях договора с заявителями в пределах области аккредитации осуществляют следующие функции:
    1) рассматривают заявки изготовителей (исполнителей), продавцов на проведение работ по обязательному подтверждению соответствия, идентифицируют продукцию, услугу, предоставленные для подтверждения соответствия;
    2) проводят работы по обязательному подтверждению соответствия;
    3) проводят по заявкам изготовителей (исполнителей) работы, необходимые для принятия декларации о соответствии;
    4) регистрируют декларации о соответствии;
    5) проводят согласно схеме подтверждения соответствия инспекционную проверку продукции, услуги, прошедших обязательное подтверждение соответствия, в случае выявления их несоответствия установленным требованиям приостанавливают или отменяют действие выданных сертификатов соответствия или действие регистрации декларации о соответствии в порядке, установленном уполномоченным органом;
    6) ведут реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.
   
    4. Органы по подтверждению соответствия вправе:
    1) проводить обязательное и добровольное подтверждение соответствия объектов в пределах области аккредитации по заявке изготовителя (исполнителя), продавца;
    2) привлекать для осуществления процедур подтверждения соответствия на условиях договора компетентные организации, экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия, технических экспертов по видам продукции, услуги или деятельности;
    3) запрашивать от заявителя представления документов, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия.

    5. Органы по подтверждению соответствия обязаны:
    1) обеспечить заявителю беспрепятственный доступ к информации о правилах и условиях подтверждения соответствия;
    2) не допускать дискриминацию по отношению к заявителю;
    3) представлять сведения о выданных сертификатах соответствия, зарегистрированных декларациях о соответствии и об отказах в сертификации объектов в соответствии с правилами государственной системы технического регулирования в сфере подтверждения соответствия;
    4) обеспечивать конфиденциальность информации, составляющей коммерческий интерес заявителя, независимо от страны происхождения продукции, услуги.
   
   
    6. Органы по подтверждению соответствия за нарушение правил обязательного подтверждения соответствия и неправомерную выдачу сертификата соответствия, регистрацию деклараций о соответствии несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
   
    7. Органы по подтверждению соответствия не вправе оказывать консалтинговые услуги в области аккредитации и не должны быть аффилиированными с лицами, оказывающими эти услуги.

    Статья 13. Лаборатории

    1. Лаборатории - организации и их структурные подразделения (филиалы, представительства) независимо от форм собственности, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
   
    2. Правоспособность лабораторий по проведению испытаний с целью подтверждения соответствия возникает в момент получения ими аттестата аккредитации и прекращается в связи с истечением срока действия, его отзывом, аннулированием и признанием недействительным в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

    3. Лаборатории на условиях договора с органами по подтверждению соответствия или другими заявителями:
    1) проводят испытания объектов для целей обязательного или добровольного подтверждения соответствия в пределах своей области аккредитации;
    2) обеспечивают достоверность результатов испытаний;
    3) оформляют и выдают результаты работ в порядке и по формам, которые установлены уполномоченным органом;
    4) осуществляют иную деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
   
    4. За представление недостоверных результатов испытаний объектов при их подтверждении лаборатории несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

    Статья 14. Права и обязанности физических и юридических лиц в области технического регулирования

    1. Физические и юридические лица в области технического регулирования:
    1) подготавливают предложения по разработке, внесению изменений, отмене нормативных правовых актов в области технического регулирования и государственных стандартов, проекты нормативных правовых актов в области технического регулирования, стандартов;
    2) в случае необходимости, в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, создают соответствующие подразделения и службы по стандартизации.

    2. Физические и юридические лица, реализующие продукцию, услугу, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, обеспечивают подтверждение их соответствия требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования, в соответствии с настоящим Законом.

    Статья 15. Государственный фонд нормативных правовых актов в области технического регулирования и стандартов

    1. Государственный фонд нормативных правовых актов в области технического регулирования и стандартов формируется уполномоченным органом и государственными органами в пределах их компетенции.
   
    2. Официальная информация о разрабатываемых и принятых нормативных правовых актах в области технического регулирования, государственных, национальных, международных, региональных стандартах и классификаторах технико-экономической информации, стандартах организаций и рекомендациях по стандартизации, а также указанные документы должны быть доступны для пользователей, за исключением сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну.

    3. Издание и обеспечение пользователей стандартами и нормативными документами по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, каталогами и указателями стандартов и информацией о них осуществляются в порядке, установленном уполномоченным органом.

    4. Информация о принятии каждого стандарта и иного нормативного документа по стандартизации и один их экземпляр направляются лицом, разработавшим документ, в уполномоченный орган для формирования единой справочно-библиографической базы данных.

    Статья 16. Компетенция экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия, стандартизации, аккредитации

    1. Эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия участвуют в проведении работ по подтверждению соответствия определенных видов продукции, услуги в составе органа по подтверждению соответствия или на основании договора (контракта) с ним согласно нормативным правовым актам в области технического регулирования.
    Эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия не вправе выполнять работы по подтверждению соответствия конкретной продукции, услуги, если они представляют интересы заявителя или состоят в трудовых или иных договорных отношениях с ним.

    2. Эксперты-аудиторы по стандартизации вправе участвовать в работах по международной и региональной стандартизации.

    3. Эксперты-аудиторы по аккредитации участвуют в проведении работ по аккредитации органов по подтверждению соответствия и лабораторий в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

    4. Квалификационные требования, порядок подготовки и аттестации экспертов-аудиторов по стандартизации, подтверждению соответствия и аккредитации, выдачи, приостановки или аннулирования аттестата эксперта-аудитора устанавливаются уполномоченным органом.

Глава 2. Нормативные правовые акты в области технического регулирования

    Статья 17. Общие положения

    1. Нормативные правовые акты в области технического регулирования разрабатываются и применяются в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона.

    2. Требования, установленные нормативными правовыми актами в области технического регулирования, являются обязательными, имеют прямое действие на всей территории Республики Казахстан и могут быть изменены посредством внесения изменений и (или) дополнений в соответствующие нормативные правовые акты в области технического регулирования.

    3. Требования, определенные нормативными правовыми актами в области технического регулирования, устанавливаются и применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны происхождения и (или) места происхождения продукции, за исключением установления и применения санитарных и фитосанитарных мер, направленных на предотвращение проникновения в Республику Казахстан заболеваний, переносимых животными или растениями либо продуктами их переработки.
    Критерии необходимости, требования и процедуры санитарных и фитосанитарных мер основываются на степени фактического научно обоснованного риска причинения вреда такой продукцией во всех ее процессах.

    4. Требования, определенные нормативными правовыми актами в области технического регулирования к процессам, устанавливаются и применяются только в случае, если они могут повлиять на достижение целей, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона.

    5. Требования, установленные нормативными правовыми актами в области технического регулирования, не должны создавать препятствия для предпринимательской деятельности в большей степени, чем это необходимо для выполнения целей, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона.

    6. В случае несоответствия нормативного правового акта в области технического регулирования интересам государственной политики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан, уполномоченный орган обязан начать процедуру отмены или внесения изменений в такой нормативный правовой акт.

    7. Нормативный правовой акт в области технического регулирования должен предусматривать срок и условия введения его в действие, устанавливающие время переходного периода, в течение которого должны быть учтены вопросы для введения в действие нормативного правового акта в области технического регулирования, разработки и (или) корректировки нормативной или технической документации, а также вопросы, связанные с выпуском продукции.

    8. В области технического регулирования принимаются нормативные правовые акты по следующим направлениям:
    1) промышленной и производственной безопасности;
    2) безопасности эксплуатации зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий;
    3) пожарной безопасности;
    4) биологической безопасности;
    5) электромагнитной совместимости;
    6) экологической безопасности;
    7) ядерной и радиационной безопасности;
    8) химической безопасности;
    9) электрической безопасности;
    10) информационной безопасности;
    11) токсикологической безопасности;
    12) единства измерений;
    13) безопасности пищевых продуктов;
    14) безопасности детского питания;
    15) механической безопасности.

    Статья 18. Содержание нормативных правовых актов в области технического регулирования

    1. Нормативные правовые акты в области технического регулирования с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность продукции, процессов.

    2. Нормативный правовой акт в области технического регулирования должен содержать:
    1) исчерпывающий перечень продукции, процессов, на которые распространяются его требования;
    2) требования к характеристикам продукции, процессам, обеспечивающим достижение целей принятия нормативного правового акта в области технического регулирования.
    В нормативном правовом акте в области технического регулирования могут содержаться правила отбора проб и испытаний продукции, правила и формы подтверждения соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия) и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикетированию и правилам их нанесения.

    3. Нормативный правовой акт в области технического регулирования не должен содержать требования к конструкции и исполнению продукции, за исключением случаев, когда из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона.

    4. Нормы и стандарты иностранных государств, международных и региональных организаций могут применяться в качестве основы при разработке нормативных правовых актов в области технического регулирования полностью или частично, если они соответствуют целям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона.

    5. В случае, если невозможно определить требования к продукции, длительное использование которой может причинить вред, нанесение которого зависит от факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска, нормативный правовой акт в области технического регулирования должен содержать требования, касающиеся информирования потребителя о возможном вреде продукции и факторах, от которых он зависит.

    6. В нормативных правовых актах в области технического регулирования с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к объектам технического регулирования:
    1) обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов);
    2) применяемые в отдельных административно-территориальных единицах Республики Казахстан, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона;
    3) трансграничным опасным производственным объектам, которые в случае чрезвычайных ситуаций техногенного характера представляют угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде Республики Казахстан и других сопредельных государств.

    Статья 19. Особенности разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены нормативного правового акта в области технического регулирования

    1. Нормативный правовой акт в области технического регулирования, изменения и (или) дополнения в нормативный правовой акт в области технического регулирования разрабатываются, принимаются и подлежат отмене в установленном порядке с учетом положений настоящего Закона.

    2. Предложения по разработке, изменению, дополнению или отмене нормативного правового акта в области технического регулирования подготавливаются государственными органами, в компетенцию которых входит установление обязательных правил и норм, с учетом предложений технических комитетов по стандартизации, заинтересованных сторон и представляются в уполномоченный орган.
   
    3. Уполномоченный орган формирует проект программы разработки нормативных правовых актов в области технического регулирования Республики Казахстан и представляет в Правительство Республики Казахстан для утверждения. Утвержденная программа разработки нормативных правовых актов в области технического регулирования Республики Казахстан подлежит опубликованию в течение одного месяца с даты утверждения.

    4. Государственный орган, разработавший проект нормативного правового акта в области технического регулирования, размещает в официальном печатном издании и информационной системе общего пользования уведомление установленной формы о разработке проекта, изменений и (или) дополнений или отмене нормативного правового акта в области технического регулирования не позднее одного месяца с момента начала разработки проекта, изменений и дополнений или отмены нормативного правового акта.
   
    5. Если требования, установленные нормативными правовыми актами в области технического регулирования, не отвечают требованиям соответствующих международных стандартов или соответствующие международные стандарты отсутствуют, или требования, установленные нормативными правовыми актами в области технического регулирования, могут оказать влияние на условия импорта в Республику Казахстан или экспорта из Республики Казахстан продукции, государственный орган, разработавший проект нормативного правового акта в области технического регулирования, через уполномоченный орган:
    1) уведомляет о перечне продукции, на которую будет распространяться разрабатываемый нормативный правовой акт в области технического регулирования, о его цели и необходимости его разработки;
    2) представляет по запросу заинтересованных сторон и иностранных государств подробные сведения о разрабатываемом нормативном правовом акте в области технического регулирования или его копию с указанием норм, содержание которых не соответствует требованиям международных стандартов.

    6. С момента опубликования уведомления о разработке проекта нормативного правового акта в области технического регулирования его проект должен быть доступен заинтересованным сторонам для ознакомления.
    За предоставление копии проекта взимается плата, размер которой не должен превышать затраты на ее изготовление и быть единым для всех заявителей.

    7. Государственный орган, разработавший проект нормативного правового акта в области технического регулирования:
    1) организует публичное обсуждение проекта;
    2) дорабатывает проект с учетом полученных замечаний и размещает в официальном печатном издании уполномоченного органа и информационной системе общего пользования;
    3) предоставляет по запросу заинтересованным сторонам полученные замечания к проекту нормативного правового акта в области технического регулирования.

    8. Срок публичного обсуждения проекта нормативного правового акта в области технического регулирования (со дня опубликования уведомления о его разработке до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения) должен быть не менее шестидесяти календарных дней.
   
    9. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта нормативного правового акта в области технического регулирования должно быть опубликовано в официальном печатном издании уполномоченного органа и информационной системе общего пользования и содержать информацию о способе ознакомления с проектом и перечнем полученных замечаний, наименование государственного органа, разработавшего проект нормативного правового акта в области технического регулирования, его почтовый и электронный адреса.

    10. Окончательная редакция проекта нормативного правового акта в области технического регулирования представляется для принятия в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

    11. Между датой принятия и датой введения в действие или отмены нормативного правового акта в области технического регулирования должен предусматриваться период времени, необходимый для осуществления мероприятий по обеспечению соблюдения его требований.

    12. При необходимости разработки, принятия и введения в действие нормативного правового акта в области технического регулирования, вызванного чрезвычайными обстоятельствами (непосредственной угрозой жизни и здоровью человека, окружающей среде или национальной безопасности), нормативный правовой акт в области технического регулирования принимается без его публичного обсуждения.
    Уведомление о принятом нормативном правовом акте в области технического регулирования должно быть опубликовано в официальном печатном издании уполномоченного органа и информационной системе общего пользования, а также направлено в Секретариат Всемирной торговой организации.

Глава 3. Стандартизация. Общие положения

    Статья 20. Нормативные документы по стандартизации Республики Казахстан

    К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Республики Казахстан, относятся:
    1) международные стандарты;
    2) региональные стандарты и классификаторы технико-экономической информации, правила и рекомендации по стандартизации;
    3) государственные стандарты и классификаторы технико-экономической информации Республики Казахстан;
    4) стандарты организаций;
    5) рекомендации по стандартизации Республики Казахстан;
    6) национальные стандарты, стандарты организаций, классификаторы технико-экономической информации, правила, нормы и рекомендации по стандартизации иностранных государств.

    Статья 21. Государственные стандарты Республики Казахстан
   
    1. Порядок разработки, согласования, принятия, учета, изменения и отмены государственных стандартов устанавливается уполномоченным органом.
   
    2. Государственные стандарты подразделяются на:
    1) основополагающие стандарты, устанавливающие общие организационно-методические положения государственной системы технического регулирования;
    2) стандарты на продукцию, услугу, которые устанавливают требования к однородным группам продукции, услуги и при необходимости к конкретной продукции, услуге;
    3) стандарты на процессы;
    4) стандарты на методы контроля продукции, услуги, процессов.
   
    3. Основополагающие государственные стандарты разрабатываются предприятиями уполномоченного органа.

    4. Нормы и стандарты иностранных государств, международных организаций могут применяться в качестве основы при разработке государственных стандартов Республики Казахстан полностью или частично, за исключением случаев, когда данные стандарты являются неэффективными или неподходящими для достижения целей, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона.
   
    5. В государственных стандартах могут устанавливаться:
    1) необходимые требования по безопасности продукции, услуги, процессов, обеспечивающие соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами в области технического регулирования;
    2) требования к классификации продукции, услуги;
    3) показатели унификации, совместимости и взаимозаменяемости продукции;
    4) термины и определения;
    5) показатели функционального назначения, включая потребительские свойства и характеристики продукции, услуги;
    6) правила приемки, упаковки, маркировки, транспортировки, хранения, утилизации и уничтожения;
    7) методы испытаний качества и безопасности;
    8) требования к сохранению и рациональному использованию всех видов ресурсов;
    9) требования к организации производства, обеспечивающие внедрение систем менеджмента качества и экологического менеджмента;
    10) положения организационно-методического характера для определенной области деятельности, а также общетехнические нормы и правила.

    6. Государственные стандарты применяются на добровольной основе в равной мере независимо от места происхождения продукции, услуги.

    Статья 22. Государственные классификаторы технико-экономической информации Республики Казахстан

    1. Классификации и кодированию подлежит технико-экономическая информация, используемая в отраслях экономики и подлежащая учету.

    2. Разработка государственных классификаторов технико-экономической информации проводится в соответствии с планами и программами работ по государственной стандартизации.

    3. Государственные органы в пределах своей компетенции осуществляют разработку, ведение и актуализацию государственных классификаторов технико-экономической информации.
    Реестр государственных классификаторов технико-экономической информации ведется уполномоченным органом.

    4. Координация работ по созданию и контролю за функционированием в Республике Казахстан системы классификации и кодирования технико-экономической информации устанавливается уполномоченным органом.

    Статья 23. Стандарты организаций и рекомендации по стандартизации в Республике Казахстан

    1. Стандарты организаций разрабатываются и утверждаются организациями самостоятельно для целей, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона.
    Порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены, регистрации, обозначения, издания стандартов организаций устанавливается организациями, утверждающими их, самостоятельно с учетом положений статьи 4 настоящего Закона.
    Стандарты организаций имеют добровольный для применения характер и не должны противоречить требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования.

    2. Рекомендации включают добровольные для применения организационно-методические положения, касающиеся проведения работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, подтверждению соответствия.
    Требования к построению, оформлению, содержанию, изложению рекомендаций, порядку их разработки, согласования, утверждения, регистрации и применения устанавливаются организацией, их утверждающей.

    Статья 24. Применение международных, региональных, национальных стандартов и нормативных документов по стандартизации иностранных государств

    1. На территории Республики Казахстан могут применяться международные и региональные стандарты, классификаторы технико-экономической информации, правила, руководства и рекомендации, национальные стандарты, стандарты организаций, классификаторы технико-экономической информации, правила, нормы и рекомендации по стандартизации иностранных государств, отвечающие целям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона.

    2. Необходимыми условиями для применения международных и региональных, национальных стандартов иностранных государств в качестве государственных стандартов Республики Казахстан являются:
    1) членство Республики Казахстан в международных и региональных организациях по стандартизации, метрологии и аккредитации;
    2) наличие двусторонних (многосторонних) договоров (соглашений) между Республикой Казахстан и иностранными государствами о сотрудничестве в области стандартизации.

    3. Применение физическими и юридическими лицами Республики Казахстан стандартов международных и региональных организаций, членами которых Республика Казахстан не является, осуществляется при условии наличия ссылки на указанные стандарты в контрактах и договорах.

    4. Порядок применения международных и региональных стандартов, классификаторов технико-экономической информации, правил и рекомендаций, а также национальных стандартов иностранных государств на территории Республики Казахстан устанавливается уполномоченным органом.

    5. Международные и региональные стандарты, подлежащие применению на территории Республики Казахстан, не должны противоречить требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования, действующими в Республике Казахстан, и гармонизированными с ними стандартами, и подлежат согласованию с государственными органами по вопросам, входящим в их компетенцию.

    6. Международные и региональные стандарты и нормативные документы по стандартизации применяются на территории Республики Казахстан одинаковым образом и в равной степени с государственными стандартами и нормативными документами по стандартизации Республики Казахстан.

    7. Применение стандартов организаций иностранных государств осуществляется на основе договоров (разрешений) с организациями держателями их подлинников, предоставляющих право на применение указанных стандартов.

    Статья 25. Планирование работ по государственной стандартизации

    1. Планы и программы работ по стандартизации на основании предложений государственных органов, технических комитетов по стандартизации, физических и юридических лиц Республики Казахстан с учетом приоритетных направлений в отраслях экономики Республики Казахстан утверждаются в порядке, установленном уполномоченным органом.
   
    2. При разработке планов и программ работ по государственной стандартизации учитываются требования, установленные нормативными правовыми актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, планы социального и экономического развития Республики Казахстан и научно-исследовательских работ, годовых и долгосрочных государственных и отраслевых научно-технических программ.

    3. Утвержденные программы и планы работ по государственной стандартизации публикуются в официальных печатных изданиях и информационной системе общего пользования.

    4. Порядок разработки планов и программ государственной стандартизации устанавливается уполномоченным органом.

Глава 4. Подтверждение соответствия

    Статья 26. Подтверждение соответствия продукции и процессов установленным требованиям

    1. Объектами подтверждения соответствия являются продукция, процессы.

    2. Подтверждение соответствия продукции требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования, проводится:
    1) производителем (исполнителем) продукции в форме принятия декларации о соответствии;
    2) потребителем продукции в форме проведения сертификации по его поручению органом по подтверждению соответствия;
    3) органом по подтверждению соответствия в форме проведения сертификации и выдачи сертификата соответствия.

    3. Управление работами по подтверждению соответствия осуществляется в рамках государственной системы технического регулирования.

    4. Государственная система технического регулирования обеспечивает проведение единой политики в сфере подтверждения соответствия и устанавливает основные правила и процедуры подтверждения соответствия, подготовки и аттестации экспертов-аудиторов, ведения реестра системы и иные требования, необходимые для реализации целей подтверждения соответствия.

    5. Подтверждение соответствия продукции на территории Республики Казахстан носит обязательный или добровольный характер.

    Статья 27. Обязательное подтверждение соответствия

    1. Продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, определяется нормативными правовыми актами в области технического регулирования.

    2. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
    1) принятия предприятием-изготовителем (исполнителем) декларации о соответствии;
    2) проведения обязательной сертификации.

    3. Обязательное подтверждение соответствия продукции осуществляется на соответствие требованиям и по схемам подтверждения соответствия, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования.

    4. Схемы подтверждения соответствия содержат способы установления соответствия (испытания, оценку производства, оценку системы менеджмента качества, анализ технической документации, инспекционную проверку) и применяются органами по подтверждению соответствия и (или) изготовителями (исполнителями) продукции при проведении обязательной сертификации или принятии декларации о соответствии.
    При обязательном подтверждении соответствия продукции могут привлекаться технические эксперты.

    5. Не относится к объектам обязательного подтверждения соответствия продукция, бывшая в употреблении, а также поставляемая по линии гуманитарной помощи, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан.

    Статья 28. Права и обязанности изготовителей (исполнителей), продавцов продукции в сфере подтверждения соответствия

    1. Изготовители (исполнители) и продавцы продукции вправе:
    1) выбирать форму и схемы подтверждения соответствия, предусмотренные для данной продукции, требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования;
    2) обращаться в любой орган по подтверждению соответствия, область аккредитации которого распространяется на заявляемую продукцию;
    3) применять знак соответствия государственной системы технического регулирования в сфере подтверждения соответствия к продукции, прошедшей обязательное подтверждение соответствия, если это предусмотрено выбранной схемой подтверждения соответствия;
    4) обращаться в уполномоченный орган с жалобами на неправомерные действия органов по подтверждению соответствия и аккредитованных лабораторий в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
    5) обращаться в суд за защитой своих прав и законных интересов.

    2. Изготовители (исполнители), продавцы продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, обязаны:
    1) обеспечить соответствие продукции требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования;
    2) обеспечить проведение подтверждения соответствия продукции;
    3) обеспечить условия для проведения инспекционной проверки продукции, прошедшей подтверждение соответствия, если это предусмотрено выбранной схемой подтверждения соответствия;
    4) реализовывать продукцию только после подтверждения соответствия;
    5) при проведении государственного контроля и надзора предоставлять заинтересованным сторонам необходимую информацию, сертификаты соответствия (копии сертификатов соответствия), декларации о соответствии (копии деклараций о соответствии) продукции;
    6) указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;
    7) приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек либо действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено, аннулировано или прекращено;
    8) извещать орган по подтверждению соответствия об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;
    9) приостанавливать производство продукции, не соответствующей требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования, по результатам подтверждения соответствия.

    Статья 29. Сертификат соответствия

    1. Сертификат соответствия выдается заявителю органом по подтверждению соответствия на продукцию при условии положительных результатов выполнения всех процедур согласно выбранной схеме подтверждения соответствия.

    2. В сертификате соответствия должны указываться:
    1) наименование и местонахождение заявителя, изготовителя (исполнителя) продукции, органа, выдавшего сертификат соответствия;
    2) наименование сертифицированной продукции, позволяющее ее идентифицировать;
    3) наименование нормативного правового акта в области технического регулирования, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;
    4) информация о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
    5) информация о документах, представленных заявителем в орган по подтверждению соответствия в качестве доказательств соответствия продукции требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования;
    6) срок действия сертификата.

    3. Сертификат соответствия оформляется на бланке, форма и порядок заполнения которого устанавливаются уполномоченным органом.
    Сертификат соответствия подлежит регистрации в органе по подтверждению соответствия, выдавшем его.

    4. Сертификат соответствия на серийную выпускаемую продукцию выдается на срок, установленный схемой подтверждения соответствия.
    Действие сертификата соответствия распространяется на всей территории Республики Казахстан.

    Статья 30. Знак соответствия

    1. Знак соответствия предназначается для маркировки продукции, прошедшей процедуры подтверждения соответствия.

    2. Изображение знака соответствия, технические требования к нему и порядок маркировки устанавливаются уполномоченным органом.

    3. Изготовитель (исполнитель), продавец, получившие сертификат соответствия, вправе применять знак соответствия любыми удобными для них способами, установленными правилами государственной системы технического регулирования в сфере подтверждения соответствия.

    4. Не допускается нанесение знака соответствия на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия и не прошедшую подтверждение соответствия требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования.

    Статья 31. Декларация о соответствии

    1. Декларация о соответствии оформляется изготовителем (исполнителем) продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами в области технического регулирования, а также в добровольном порядке в отношении любой продукции, не подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

    2. Декларацию о соответствии вправе принимать изготовители (исполнители), зарегистрированные в качестве юридических лиц в Республике Казахстан.

    3. Декларация о соответствии должна содержать:
    1) наименование и местонахождение заявителя;
    2) информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;
    3) наименование нормативного правового акта в области технического регулирования, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;
    4) заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования;
    5) сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы менеджмента качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования;
    6) срок действия декларации о соответствии;
    7) иные сведения, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами в области технического регулирования.
    Форма декларации о соответствии, порядок оформления и регистрации деклараций устанавливаются уполномоченным органом.

    4. Декларация о соответствии принимается на срок, установленный изготовителем (исполнителем) продукции, исходя из планируемого срока выпуска данной продукции, но не более чем на один год.
   
    5. Декларация о соответствии продукции подлежит регистрации в органе по подтверждению соответствия, область аккредитации которого включает данный вид продукции.
   
    6. Декларация о соответствии, оформленная и зарегистрированная в порядке, установленном правилами государственной системы технического регулирования в сфере подтверждения соответствия, имеет юридическую силу на всей территории Республики Казахстан наравне с сертификатом соответствия.

    7. Декларирование соответствия может осуществляться:
    1) принятием декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
    2) принятием декларации о соответствии на основании доказательств, полученных с участием органа по подтверждению соответствия.
    Перечень материалов, которые могут использоваться в качестве доказательств для подтверждения соответствия, определяется соответствующим нормативным правовым актом в области технического регулирования.
    В качестве доказательств используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования.
    При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по подтверждению соответствия, заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам вправе использовать протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в лаборатории, представлять сертификат системы менеджмента качества.
    Сертификат системы менеджмента качества может использоваться в составе доказательств при принятии декларации о соответствии продукции, за исключением случая, если для такой продукции нормативными правовыми актами в области технического регулирования предусмотрена иная форма подтверждения соответствия.

    8. В течение трех лет с момента окончания срока действия декларации о соответствии первый экземпляр декларации о соответствии и материалы, используемые в качестве доказательств для подтверждения соответствия, хранятся у заявителя, а второй экземпляр декларации о соответствии - в органе по подтверждению соответствия, зарегистрировавшем ее.

    Статья 32. Условия обращения на рынке продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия

    1. Необходимым условием обращения на рынке продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (сертификации или декларированию), является ее соответствие требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования, подтвержденное в установленном порядке.
   
    2. Запрещается реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, не прошедшей подтверждение соответствия.
    Не допускается рекламирование продукции, подлежащей обязательной сертификации и не прошедшей ее в Республике Казахстан.
   
    3. В договорах, заключенных на поставку импортируемой продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, должно предусматриваться обязательство по подтверждению соответствия.
   
    4. В договорах, заключенных на поставку импортируемой продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия и предназначенной для торговли, должно предусматриваться сопровождение продукции информацией на государственном и русском языках, включающей наименование продукции, страны и предприятия-изготовителя (исполнителя), срок хранения (годности, эксплуатации), условия хранения, способ применения (если наличие указанной информации регламентируется нормативным правовым актом в области технического регулирования).

    Статья 33. Признание результатов подтверждения соответствия иностранных государств

    1. Сертификаты соответствия иностранных государств, протоколы испытаний продукции, знаки соответствия признаются в соответствии с международными договорами.

    2. Порядок признания иностранных сертификатов соответствия, протоколов испытаний, знаков соответствия и иных документов в сфере подтверждения соответствия определяется уполномоченным органом.

    Статья 34. Добровольное подтверждение соответствия продукции, услуги, процессов

    1. Добровольное подтверждение соответствия продукции, услуги, процессов, на которые не распространяются требования, установленные нормативными правовыми актами в области технического регулирования, проводится по инициативе и требованиям заявителя.
    Добровольное подтверждение соответствия не заменяет обязательного подтверждения соответствия продукции, услуги, если это установлено нормативным правовым актом в области технического регулирования.

    2. Добровольное подтверждение соответствия проводится органом по подтверждению соответствия на договорной основе.

    3. Государственные органы Республики Казахстан не вправе принимать нормативные правовые акты, обязывающие изготовителей (исполнителей), продавцов проводить добровольное подтверждение соответствия продукции, услуги.

Глава 5. Аккредитация органов по подтверждению соответствия и лабораторий

    Статья 35. Аккредитация

    1. Аккредитация органов по подтверждению соответствия и лабораторий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами в области технического регулирования.

    2. Субъектами аккредитации являются:
    1) органы по подтверждению соответствия;
    2) лаборатории.

    3. Аккредитация субъектов осуществляется по заявке юридических лиц в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

    Статья 36. Аттестат аккредитации

    1. Аттестат аккредитации является документом, удостоверяющим факт официального признания правомочия аккредитованного субъекта выполнять конкретные работы по подтверждению соответствия.
    Аттестаты аккредитации, выданные уполномоченным органом, действительны на всей территории Республики Казахстан.
    Аттестат аккредитации подлежит регистрации в государственном реестре аккредитованных субъектов.
    Форма аттестата аккредитации устанавливается уполномоченным органом.

    2. С аттестатом аккредитации одновременно выдается в качестве обязательного приложения документ, устанавливающий область аккредитации, в котором указываются конкретные виды работ в заявленной сфере деятельности.

    3. Аттестат аккредитации прекращает действовать, если истек срок его действия.
    Аттестат аккредитации аннулируется в случаях, если:
    1) при инспекционной проверке выявлены нарушения в деятельности аккредитованного субъекта, ставящие под сомнение его компетентность выполнять работы по подтверждению соответствия в установленной области аккредитации;
    2) при получении аттестата субъектом аккредитации предоставлена заведомо ложная информация.

    4. Аттестаты аккредитации или эквивалентные им документы, выданные иностранными органами по аккредитации, признаются уполномоченным органом в соответствии с заключенными международными договорами.

Глава 6. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами в области технического регулирования

    Статья 37. Государственные органы, осуществляющие государственный контроль и надзор за соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами в области технического регулирования
   
    1. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами в области технического регулирования (далее - государственный контроль и надзор), осуществляются уполномоченным органом, его территориальными органами, иными государственными органами, уполномоченными осуществлять государственный контроль и надзор в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и их должностными лицами.

    2. Уполномоченный орган и его территориальные органы, их должностные лица осуществляют государственный контроль и надзор в отношении продукции на стадии ее реализации.

    3. Государственные органы, уполномоченные осуществлять государственный контроль и надзор, и их должностные лица:
    1) проводят мероприятия по государственному контролю и надзору по вопросам, входящим в их компетенцию, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
    2) принимают меры воздействия по пресечению и недопущению реализации продукции, не отвечающей требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

    Статья 38. Объекты государственного контроля и надзора

    Объектами государственного контроля и надзора за соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами в области технического регулирования, являются продукция, процессы, органы по подтверждению соответствия и лаборатории, на которые распространяется действие нормативного правового акта в области технического регулирования.

    Статья 39. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль и надзор

    1. К должностным лицам, осуществляющим государственный контроль и надзор, относятся:
    1) Главный государственный инспектор Республики Казахстан по государственному контролю и надзору - руководитель уполномоченного органа;
    2) заместители Главного государственного инспектора Республики Казахстан по государственному контролю и надзору - заместители руководителя уполномоченного органа;
    3) главные государственные инспекторы областей и городов по государственному контролю и надзору - руководители территориальных органов;
    4) заместители главных государственных инспекторов областей и городов по государственному контролю и надзору - заместители руководителей территориальных органов и руководители их структурных подразделений;
    5) государственные инспекторы по государственному контролю и надзору - специалисты всех категорий территориальных органов.
   
    2. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль и надзор, перечисленные в подпунктах 3)-5) пункта 1 настоящей статьи, должны быть аттестованы в порядке, установленном государственными органами, в пределах своей компетенции.

    Статья 40. Права должностных лиц, осуществляющих государственный контроль и надзор

    1. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль и надзор, вправе:
    1) при предъявлении предписания о назначении проверки и служебного удостоверения иметь беспрепятственный доступ для осуществления государственного контроля и надзора в соответствии с настоящим Законом;
    2) получать от физических и юридических лиц документы и сведения, необходимые для проведения государственного контроля и надзора в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
    3) проводить отбор проб и образцов продукции для государственного контроля и надзора с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) за счет бюджетных средств;
    4) на стадии реализации продукции требовать предъявления изготовителями (исполнителями), продавцами продукции декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим нормативным правовым актом в области технического регулирования;
    5) выдавать предписания об устранении нарушений требований, установленных нормативными правовыми актами в области технического регулирования, или запрете реализации продукции в срок, определенный с учетом характера нарушения, в случаях:
    несоответствия продукции требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования;
    отсутствия на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, сертификатов соответствия (копий сертификатов соответствия), деклараций о соответствии (копий деклараций о соответствии);
    маркировки продукции знаком соответствия без наличия на это права;
    6) приостанавливать и (или) отменять действие регистрации выданных деклараций о соответствии и сертификатов соответствия в случае обнаружения несоответствия продукции требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования;
    7) привлекать лиц, реализующих продукцию, не соответствующую требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования, к ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан;
    8) принимать участие в комиссиях по уничтожению продукции в случае признания ее не пригодной к реализации и употреблению в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;
    9) в случае установления несоответствия готовой продукции нормативным правовым актам в области технического регулирования организовать проверку причин несоответствия на любых стадиях жизненного цикла продукции;
    10) обращаться в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

    2. Право подписи предписаний принадлежит главным государственным инспекторам.
    Формы предписаний и порядок их выдачи устанавливаются уполномоченным органом.

    3. Предписания, выданные должностными лицами государственных органов, осуществляющими государственный контроль и надзор, обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами.

    Статья 41. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный контроль и надзор

    Должностные лица, осуществляющие государственный контроль и надзор, обязаны:
    1) проводить в ходе мероприятий по государственному контролю и надзору разъяснительную работу по применению законодательства Республики Казахстан о техническом регулировании, информировать изготовителей (исполнителей), продавцов о существующих нормативных правовых актах в области технического регулирования;
    2) соблюдать коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
    3) соблюдать порядок осуществления государственного контроля и надзора, установленный законодательством Республики Казахстан;
    4) принимать меры по устранению выявленных нарушений на основании результатов проведенного государственного контроля и надзора.

    Статья 42. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный контроль и надзор

    Действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный контроль и надзор, могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

    Статья 43. Меры защиты должностных лиц, осуществляющих государственный контроль и надзор

    Должностные лица, осуществляющие государственный контроль и надзор, или их близкие родственники имеют право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, если такие случаи связаны с исполнением их должностных обязанностей.

Глава 7. Ответственность государственных органов, их должностных лиц, физических и юридических лиц за несоблюдение законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования

    Статья 44. Ответственность государственных органов и их должностных лиц при осуществлении государственного контроля и надзора

    1. Государственные органы и их должностные лица в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей при проведении мероприятий по государственному контролю и надзору и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
    2. О мерах, принятых в отношении должностных лиц государственных органов, осуществляющих мероприятия по государственному контролю и надзору, виновных в нарушении законодательства Республики Казахстан, государственные органы в течение месяца обязаны сообщить физическому и (или) юридическому лицам, права и законные интересы которых нарушены.

    Статья 45. Ответственность физических и юридических лиц за несоблюдение законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования

    1. Физические и юридические лица (изготовитель, исполнитель, продавец) несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан:
    1) за безопасность продукции, услуги, реализуемых на рынке;
    2) за нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами в области технического регулирования;
    3) за неисполнение предписаний и решений органа, осуществляющего государственный контроль и надзор, предусмотренных статьей 40 настоящего Закона.
    2. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина, либо имуществу юридического лица в результате несоответствия продукции, услуги требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

Глава 8. Заключительные и переходные положения

    Статья 46. Переходные положения

    1. До введения в действие нормативных правовых актов в области технического регулирования в соответствии с настоящим Законом на территории Республики Казахстан сохраняется действие статьи 14 и пункта 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан "О стандартизации".
    Положения актов и документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 15 Закона Республики Казахстана "О стандартизации", подлежат обязательному соблюдению только в части, соответствующей целям, установленным в пункте 1 статьи 4 настоящего Закона.
    С введением в действие нормативных правовых актов в области технического регулирования на продукцию и гармонизированных с ними стандартов, предусматривающих возможность подтверждения соответствия продукции, услуги требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования, государственная регистрация технических условий на данную продукцию подлежит отмене в установленном порядке.
    2. До введения в действие соответствующих нормативных правовых актов в области технического регулирования в сфере подтверждения соответствия работы по подтверждению соответствия осуществляются согласно положениям Закона Республики Казахстан "О сертификации".
    3. По мере введения в действие нормативных правовых актов в области технического регулирования нормативные документы по стандартизации, действующие в Республике Казахстан, дублирующие или не соответствующие им, подлежат отмене.
    4. Документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам по подтверждению соответствия и лабораториям, до введения в действие настоящего Закона, а также сертификаты, выданные до введения в действие настоящего Закона, считаются действительными до окончания указанного в них срока.
    5. До введения в действие соответствующих нормативных правовых актов в области технического регулирования техническое регулирование в отношении конкретных объектов должно осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами в части, не противоречащей настоящему Закону.

    Статья 47. Порядок введения в действие настоящего Закона

    1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования. (отсчет идет от 13 ноября 2004 г.)
    2. Признать утратившими силу следующие законы Республики Казахстан:
    1) Закон Республики Казахстан от 16 июля 1999 г. "О стандартизации" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., N 20, ст.724; 2003 г., N 12, ст.82);
    2) Закон Республики Казахстан от 16 июля 1999 г. "О сертификации" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., N 20, ст.725; 2001 г., N 1, ст.7; N 15-16, ст.231; N 23, ст.321; 2003 г., N 12, ст.82).
    3. Законы Республики Казахстан, указанные в пункте 2 настоящей статьи, утрачивают силу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 46 настоящего Закона.

Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев

Система Orphus ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ